В первом квартале 2024 года объем продаж российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке достиг 18,8 млрд рублей, что на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, согласно данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш).
В первом квартале 2024 года объем продаж российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке достиг 18,8 млрд рублей, что на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, согласно данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш).
Динамика по категориям техники
Рост поставок в количественном выражении зафиксирован для следующих типов техники:
- Экскаваторы-погрузчики — увеличение в 3,2 раза.
- Краны-трубоукладчики — рост на 23%.
- Дорожные катки — на 20%.
- Бульдозеры — на 13%.
- Краны-манипуляторы — на 3%.
Однако спад продаж наблюдался в сегментах:
- Экскаваторы — снижение на 71%.
- Погрузчики — уменьшение на 6%.
- Автогрейдеры — снижение на 1,4%.
Производство в I квартале 2024 года
Согласно данным Росспецмаша, объем производства российской дорожно-строительной техники за первые три месяца 2024 года составил 20 млрд рублей, что на 1,4% больше, чем годом ранее. В статистику включены данные компаний, на долю которых приходится 80% локального производства.
Ключевые вызовы для отрасли
Росспецмаш выделяет следующие основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- Конкуренция с импортной продукцией, особенно агрессивная ценовая политика иностранных производителей.
- Высокие ставки по коммерческим кредитам и лизингу, что затрудняет доступность финансирования для покупателей.
- Растущие издержки производства, связанные с удорожанием сырья и компонентов.
- Недостаток ключевых комплектующих, производство которых в России либо недостаточно развито, либо находится на этапе становления.
Доминирование китайской техники
Эксперты отмечают значительное присутствие китайских производителей на рынке. В ряде сегментов, таких как экскаваторы, дорожные катки, фронтальные и телескопические погрузчики, доля российских заводов составляет менее 10%.
Китайская техника выигрывает за счет:
- Эффекта масштаба производства.
- Государственной поддержки экспорта, что позволяет удерживать цены на уровне, близком к себестоимости или даже ниже её.
"В результате российские производители сталкиваются с трудностями в конкурентной борьбе, особенно в сегментах, где импортная продукция доминирует," — подчеркивают в Росспецмаше.